Miras_Gallery (miras_gallery) wrote,
Miras_Gallery
miras_gallery

Рецензия на выставку Василя Ханнанова "Персидские мотивы" (проект "Азия")

В Хоросане есть такие двери,
Где обсыпан розами порог,
Там живет загадочная пери,
Но открыть те двери я не мог.


Есенин С.

В  1924-25 годах Есенин всей душой стремился в Персию. Очарование Востока, мечты о загадочной «голубой да веселой стране» захватили его, проехавшего Кавказ и застрявшего в Баку, и позволили достичь  высочайшего творческого взлета. Там были созданы стихи «Русь уходящая, «Письмо к матери», поэма «Анна Снегина» и 15 потрясающих стихов из цикла «Персидские мотивы». Он рвался в Шираз: «Поймите, я еду учиться. Там ведь родились все великие персидские лирики». Но поэту не суждено было добраться до этой страны, отворить эти двери. С.М.Киров, опасаясь за жизнь поэта в охваченном революционном пламенем Тегеране, даже распорядился устроить ему «иллюзию Персии в Баку»…Стихи этого небольшого цикла необыкновенно живописны. В них, словно в старинных персидских коврах, как будто собраны  все цвета   (и цветы ) «голубой и ласковой  страны», и  «свет вечерний шафранного края», и «золото холодной луны», и  «синие цветы Тегерана». Сама их ритмика словно повторяет орнаменты  ковра. Это не случайно. Вся история древней  Персии – это история ковроделия, которому нет равных в мире. Ковер  традиционно ассоциируется  с моделью земного рая, с его вратами. Это не только защита от холода и сырости, не только красота  дома. Ковер служил дверью в шатер. Возможно, поэтому  есенинская иллюзия проникновения в райские персидские кущи была такой полной. Серия «Персидские мотивы» Василя Ханнанова  — своеобразный парафраз. Сто лет назад, в 1914 году было издано первое стихотворение молодого поэта  «Береза» в журнале «Мирок». И сейчас в галерее «Мирас» Василь нашел повод отдать дань любимому поэту экспозицией женских портретов   (или вновь оживших ковров). Глаза «задумчивых пери» глядят на нас из «медальонов» (т.е. центра  полотна), обрамленные массивным орнаментальным бордюром теплых и насыщенных цветов Востока, как продолжение мечты Есенина. Винно-красный закат, охра пустыни, глубина синего неба, голубые переливы родников. Взаимоотношения с цветом вообще у ВХ – особые. Например, на Бали среди буйства тропических красок  он решил делать монохромные работы. В случае с Есениным, у которого в персидском цикле явно превалирует голубой и синий, что тоже символично, Василь использует синий, индиго, голубой очень широко: и как фон ,и как основу силуэтов. Как по контрасту, строгая графика прекрасных ликов , будто «камера обскура» из глубины веков. В классических исфаханских, ширазских, темризских коврах «медальон» заключал в себе Всевидящее око или священный цветок лотоса, тексты  писаний  и древние стихи.

Эльвира Каримова

Tags: Азия, Василь Ханнанов, Есенин, Мирас, Персидские мотивы, декоративное искусство, искусство, ковры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments