Рецензия на выставочный проект Радика Гарифуллина "Флаги"

Выставочный проект Радика Гарифуллина «Флаги» приурочен к 55-летнему юбилею автора. Радик Гарифуллин активно участвует в региональных, международных, групповых выставках, является членом Союза художников России. Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства Радик Гарифуллин  живет и работает в Уфе. На концептуализацию проекта «Флаги», как отмечает сам автор, повлиял художник Ринат Волигамси. На выставке была представлена также живопись художника. Знаковые композиции, созданные в 2013 и 2014 годах, как всегда впечатлили своей образностью, оригинальным цветовым решением и функциональностью.
Новый проект «Флаги» дает возможность зрителю  не только окунуться в магический  мир искусства, но и обнаружить дополнительные смыслы и значения флага как арт-объекта. Флаг – это не только символ принадлежности к советскому времени, к которому возвращается автор, но и способ демонстрации определенного психологического пространства. Существуют внутренние отношения между образом флага и сознанием художника. Эти отношения обусловлены переживаниями детства, идеалами, которые взращивал советский режим. Была вера в образ светлого утопического будущего, которое не наступило. В выставке считывается тема ностальгии по ушедшему времени, времени не оправдавшему надежд. Флаги выступают как маркеры различных состояний, бесконечно сменяющих друг друга чувств. В них заключена история, понятная не только автору, но и зрителю, имеющему отношение к советскому. Автор сооружает различные по форме и фактуре флаги, сосредотачивая в каждом из них различные энергии и  эмоции – это и беспечная детская радость, и бесконечная грусть, светлая тоска и аскетичная  печаль, многообещающая вера и боль утраты.
Для советского мальчишки с флагом связан целый игровой пласт со своей уникальной гаммой переживаний. В детстве флаг – это  элемент  игры, знамя, под которым можно объединиться ради достижения общей цели, пусть и на вымышленном игровом поле. Художник Радик Гарифуллин пытается работать с  теми зонами бессознательного, в которых советское оставило свои особенные следы и образы. И эти образы требуют рефлексии, переосмысления, а, точнее, выхода в зону сознательного, где свобода от них становится возможной. Флаг, одна из любимых игрушек детства, становится арт-объектом. Можно сказать, что художник продолжает игру, но только на площадках галерей и выставочных залов.
Можно даже говорить о том, что флаг – это некая зона манипуляции. Игрушка как объект манипуляции, как нечто довлеющее над зрителем или над играющим. Этой теме отведено свое место в современном искусстве. Таким образом, понятна интенция автора работать с зонами бессознательного и оправдан интерес к психоанализу и гештальтпсихологии, поскольку создание проекта «Флаги» —  это попытка, как уже было проговорено, освободиться от встроенных еще в детстве идеологических шаблонов восприятия окружающего мира, желание взглянуть на советское «поверх идеологических репрезентаций», используя язык современного искусства.
Адель Яппарова (культуролог, галерея "Мирас)
В рамках выставочного проекта "Флаги" была проведена творческая встреча с Радиком Гарифуллиным, на которой состоялось обсуждение новой выставки.


qheZP_ujFKQ



1780837_583644571757775_1089061369955277433_n
1794745_583424055113160_7323420946864030484_n
10290133_583423935113172_3748716487771828320_n (1)
S8gVXGmARRc